МКОУ Леушинская СОШ
с. Леуши, Кондинский район, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область
  • Функциональная грамотность

    24.01.2024 года на базе МКОУ Леушинская СОШ состоялся районный семинар по функциональной грамотности «Формирование и оценивание функциональной грамотности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности». В семинаре приняли участие 13 школ Кондинского района, представители Управления образования администрации Кондинского района.

    Открытие семинара началось со слов Президента России Владимира Путина:

    «Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить: достижение следующих целей и целевых показателей: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

    Цель методического семинара:

    повышение теоретической и практической компетентностей педагогов по
    вопросам формирования и оценивания функциональной грамотности у обучающихся

    В программе семинара представлены самые различные формы работы по всем направлениям функциональной грамотности.

    1 часть – теоретическая состояла из следующих выступлений:

    «Система диагностики и оценки учебных достижений как одно из условий формирования и развития функциональной грамотности обучающихся», методист Леушинской школы, Кульчицкая Елена Петровна

     «Развитие функциональной грамотности младших школьников через деятельность школьного медиацентра», учитель начальных классов Половинкинской школы А.Ю. Сироткина.

    «Музейная педагогика и ее возможности в развитии общекультурных компетенций школьников» , старший методист ЦДО Коурова Ираида Гавриловна и руководитель музея Леушинской школы Кочубей Светлана Николаевна.

    «Опыт работы по развитию математической грамотности учащихся на уроках и во внеурочное время», учитель математики Междуреченской школы Ильиных Галина Васильевна.

     «Формирование функциональной грамотности  на уроках математики», учитель начальных классов Междуреченской школы  Очагова Анастасия Геннадьевна.

     «Развитие креативного мышления младших школьников», учитель начальных классов Междуреченской школы Майорова Виктория Александровна.

    Во 2 практической части семинара педагогами Леушинской школы были представлены открытые уроки:

    1б класс, литературное чтение, тема урока «Слушание стихотворений о животных. А. Блок «Зайчик»» (читательская грамотность) В.В. Растворова, учитель начальных классов.

    3б класс, окружающий мир, тема урока «Экологическая безопасность» (глобальные компетенции) В.Г. Черновасиленко, учитель начальных классов.

    8б класс, интегрированный урок физики и  технологии, тема урока «Электричество. Электроприборы» ( естественно-научная грамотность) А.Д. Пилипук, учитель информатики и физики, А.А. Шевляков, учитель технологии.

    6а класс, технология, тема урока «Завтрак» (финансовая грамотность), Н.Н. Шашкова, учитель технологии,

     

    Вниманию участников также были представлены мастер-классы:

    Мастер-класс «Применение приемов креативного мышления при работе с текстом на уроках литературы» (креативное мышление) О.А. Фирсова, учитель русского языка и литературы, М.М. Крупина, учитель русского языка и литературы

    Мастер-класс «Математика для дачников» (математическая грамотность) Н.С. Двизова, учитель математики, Д.А. Журавлевская, учитель математики.

    В рамках семинара было организовано педагогическое общение коллег в теплой атмосфере  русского традиционного чаепития, которое подготовили для гостей педагоги Поливцева Ольга Юрьевна, Джаджиева Наталья Анатольевна.

    Все чаще из различных источников информации мы слышим словосочетание «функциональная грамотность»… Что это такое? Для чего это нужно?

    Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957 году.

    В то время функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем». Основой функциональной грамотности 60 лет назад считали владение на базовом уровне навыками чтения и письма, возможность решения стандартных стереотипных задач, направленных на решение бытовых проблем. И применялся этот термин в отношении взрослого населения в тех странах, в которых еще не была решена проблема по обеспечению равного доступа к образованию для всех граждан.

    В настоящее время многие развитые страны вводят новые образовательные стандарты для детей с учетом тех вызовов, которые им придется решать в будущем. И в центр внимания постепенно перемещается именно функциональная грамотность.

    «Функционально грамотный человек – этот тот, который способен постоянно использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности», – рассказала руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАН Галина Ковалева на онлайн-конференции по функциональной грамотности, организованной командой «Яндекс.Учебник».

    Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

    Основные формы функциональной грамотности –

    грамотность в чтении и письме

    грамотность в естественных науках

    математическая грамотность

    финансовая грамотность

    глобальные компетенции (способность обучающихся контактировать с окружающим миром)

    креативное мышление.

    Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. В ближайшем будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Высокий уровень указывает на социокультурные достижения общества; низкий — предостережением возможного социального кризиса, результатом которого могут быть: низкая способность к социальной адаптации; неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений в семье, в трудовом коллективе; незнание своих прав и обязанностей. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Так для системы образования особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т. к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе. И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире.

    Открытый банк заданий по функциональной грамотности

    Библиотека методиста АПК РО 

    Нормативные документы.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie